Russian inspector
Поездка за границу для большинства советских людей была практически неосуществимой мечтой. Герой нашего материала в далекие 70-е годы, не раздумывая, согласился на долгосрочную командировку в Англию, где получил интересный профессиональный опыт и новые знания. Рубрика «Мирные воины» в очередной раз открывает новые имена в истории Объединения «Кубаньгазпром» и рассказывает об особенностях работы специалистов предприятия в зарубежных странах.
Один шанс на миллион
Борис Савещенко не мог себе и представить, что когда-нибудь он вместе с семьей на целых полтора года отправится жить и работать в Ливерпуль.
До этого у него уже был опыт долгосрочных командировок. Так, всего через год после начала работы в Кущевском управлении «Кубаньгазпрома», в 1969 году его отправили в Казахстан на строительство компрессорной станции «Опорная» газопровода «Средняя Азия — Центр». Борис Глебович проработал там начальником турбоцеха около двух лет. Но пришлось вернуться на Кубань после рождения дочери, которой не подходил местный засушливый климат.
Семья переехала в Майкоп в 1971 году, когда заканчивалось строительство КС «Майкопская». Савещенко сначала устроился машинистом 6-го разряда, потом сменным инженером, далее инженером в производственно-технический отдел (ПТО) — и со временем был назначен начальником отдела по транспорту газа в Управлении добычи и транспорта газа (УДТГ) Объединения «Кубаньгазпром». На этой должности ему и предложили поездку в Англию. Новая заграничная командировка спустя 10 лет после Казахстана была воспринята его семьей с радостью. «Согласился сразу — такой шанс выпадает раз в жизни», — рассказывает Борис Глебович.
Опытному и грамотному специалисту «Кубаньгазпрома» предложили должность инженера по приемке оборудования для газопровода «Уренгой — Челябинск». Задача была серьезная, Советский Союз заказал у фирмы Rolls-Royce 21 турбину для перекачки газа. Именно эти самолетные двигатели предстояло проинспектировать Борису Савещенко на заводе в Англии.
Проверки со всех сторон
Задача ясна — пакуй чемоданы. Однако поездке за границу предшествовал ряд проверок. Необходимо было получить не только одобрение в министерстве, но и разрешение госкомитета. После прилета в Англию летом 1977 года опять начались проверки, только уже западными спецслужбами. Им важно было убедиться, что приехал действительно квалифицированный специалист, а не какой-нибудь советский шпион.
Задача ясна — пакуй чемоданы. Однако поездке за границу предшествовал ряд проверок. Необходимо было получить не только одобрение в министерстве, но и разрешение госкомитета. После прилета в Англию летом 1977 года опять начались проверки, только уже западными спецслужбами. Им важно было убедиться, что приехал действительно квалифицированный специалист, а не какой-нибудь советский шпион.
«Хотя какие там из нас шпионы? Один месяц, пока нас проверяли, мы жили в Лондоне. Первый выход в город — и сразу стало ясно, что мы с женой и дочкой сильно выделяемся на фоне местных манерой поведения и внешним обликом. Отправились в местный универмаг. Долго не могли разобрать, как читаются размеры на этикетке. Поэтому свои первые брюки я купил с короткими штанинами и широкой талией, — смеется Борис Глебович. — А когда нам уже дали жилье в Ливерпуле, я спросил у сержанта, который нас курировал: что вы так долго „жучки“ в квартире ставили, я этот месяц уже устал ждать. А он мне отвечает: а что, в Советском Союзе спецслужбы быстрее работают?».
По его словам, все перемещения русского инженера дальше допустимого радиуса были строго регламентированы: необходимо было заранее сообщать, куда и по какой дороге, а также в какое время он поедет. Перемещаться приходилось по работе часто, так как детали для двигателей Rolls-Royce изготавливались на нескольких заводах. И вот в один такой раз приключилась с Борисом Савещенко забавная история.
Вместе с английским инспектором по приемке оборудования он отправился на машине на завод в Манчестер. «Дело сделали — поехали назад. И тут англичанин говорит, что ему надо играть в гольф, и предлагает поехать другой дорогой. Я и согласился, — рассказывает Борис Глебович. — Дорога была ухабистая, смотрю, из-под капота пар идет. Остановились, открыли капот — а там шланг для обогрева печки лопнул, вся вода вытекает и испаряется на двигателе. Пришлось мне ему чинить машину. Завязал этот шланг так называемым „нефтебазовским“ узлом, долил недостающей воды, и поехали мы до станции техобслуживания».
На СТО попутчики остановились чтобы поменять лопнувший шланг. Но его не оказалось. Механик, заглянув под капот, удивился и спросил, кто это сделал. Водитель ответил, что это русский помог. Услышав это, механик отпустил попутчиков со словами: «А, ну если русский, тогда езжай, ничего страшного не случится».
«На следующий день прихожу на работу. Встречает меня сержант и говорит: „Борис, чтобы такая ситуация была в последний раз. Мои ребята до 12 ночи стояли на всех постах и ждали, пока ты проедешь по отмеченной дороге“. Все, Кэннис, отвечаю ему, больше нарушать не буду. И больше не нарушал правила», — вспоминает газовик.
Контрактные обязательства надо соблюдать!
Английские турбины были необходимы для компрессорных станций, через которые шла транспортировка уренгойского газа. Крупнейшее месторождение, уникальное по своим запасам, открывало для советской газовой промышленности огромные стратегические преимущества и возможности. Неудивительно, что к нему было приковано особое внимание руководства, как и к оборудованию, которое обеспечивало поставки газа. Для подписания контракта и знакомства с производством турбин в Англию лично прилетал министр газовой промышленности СССР Сабит Оруджев. В числе специалистов, сопровождавших его, был и Борис Савещенко.
Английские турбины были необходимы для компрессорных станций, через которые шла транспортировка уренгойского газа. Крупнейшее месторождение, уникальное по своим запасам, открывало для советской газовой промышленности огромные стратегические преимущества и возможности. Неудивительно, что к нему было приковано особое внимание руководства, как и к оборудованию, которое обеспечивало поставки газа. Для подписания контракта и знакомства с производством турбин в Англию лично прилетал министр газовой промышленности СССР Сабит Оруджев. В числе специалистов, сопровождавших его, был и Борис Савещенко.
Министр газовой промышленности СССР Сабит Оруджев (шестой слева). Рядом с ним — специалист Кубаньгазпрома Борис Савещенко. Великобритания. 1978 г.
Кстати, русская смекалка, как в случае со сломанным автомобилем, не раз выручала нашего коллегу в работе. Кубанский инженер привез с собой в Англию много профессиональных инструментов. На самом деле, ничего не пригодилось, кроме обычного магнита. С его помощью russian inspector, как его называли англичане на заводе, проверял детали при приемке двигателей. «По контракту гайки должны быть из нержавейки. Вот я и ходил, ко всем деталям магнит прикладывал. Как вижу, что магнит притягивается, прошу рабочих заменить. Они, конечно, были недовольны, но что делать, все должно быть в соответствии с договором», — отмечает Борис Глебович.
Контрактные обязательства советский инженер требовал выполнять четко. «Одного бизнесмена я вывел на чистую воду, — делится воспоминаниями пенсионер. — Он подписал крупный договор с компанией, которая ему поставляла фанеру для упаковки и отправки в СССР двигателей. А по контракту необходимо было ящики из натурального дерева делать. Вот я и заставил его все переделывать. Долго бурчал он что-то на своем языке, но все-таки дал распоряжение упаковать как положено».
В гостях хорошо, а дома — лучше
Полтора года в Англии пролетели как один миг. За это время дочь Ольга в совершенстве выучила английский язык, жена подружилась с соседями, а сам Борис Глебович посетил футбольный матч на родине этого любимого миллионами вида спорта.
Полтора года в Англии пролетели как один миг. За это время дочь Ольга в совершенстве выучила английский язык, жена подружилась с соседями, а сам Борис Глебович посетил футбольный матч на родине этого любимого миллионами вида спорта.
Вернувшись в Советский Союз, Савещенко в начале 1979 года пошел работать в Майкопское управление инженером по бурению. В этот же период были командировки на строительство газопровода «Уренгой — Челябинск» в качестве уполномоченного министра по строительству Вынгапурской КС ПО «Сургуттрансгаз».
В этом же году Бориса Глебовича назначили начальником КС «Майкопская». На этой должности он проработал семь лет. За годы упорного труда Борис Савещенко был награжден медалью «Ветеран труда» и нагрудным знаком «Ветеран труда газовой промышленности».
Признаться честно, наш герой производит впечатление очень искреннего и интересного человека, болеющего душой за любимое дело. В нем — отражение целой эпохи газовой отрасли не только Кубани, но и страны, ее достижения и победы. Сейчас династию газовиков продолжает сын Алексей Савещенко, который работает ведущим инженером по промышленной безопасности компании «Газпром трансгаз Краснодар». Коллега, безусловно, гордится трудовыми подвигами отца так же, как гордимся и мы!