Когда все под контролем

Лаборатория контроля качества сварных соединений Яблоновского УАВР контролирует надежность и прочность сварных стыков на всех объектах газотранспортной системы Общества. Это значит мимо «пытливого взгляда» их приборов не проскочит ни одно сварное соединение не только на магистральных газопроводах, но и на компрессорных станциях, ГРС и др. Мы отправились со специалистами-дефектоскопистами на один из объектов, чтобы на месте узнать особенности их работы.

Лаборатория особого назначения

В штате лаборатории 20 человек. 14 из них занимаются конкретно радиационным контролем, так называемый персонал «группы А». Четыре бригады базируются в районе станицы Смоленская. И еще две бригады относятся к Аксайскому участку, расположенному в Ростовской области. В каждой бригаде, выезжающей на место контроля по два человека, но есть еще резервные силы, которые задействуют, когда необходима помощь при работе на трубах большого диаметра.

Самая активная работа здесь начинается, когда в службу поступает заявка на проведение диагностических работ. В зависимости от задачи специалисты-дефестоскописты участвуют в проведении как контроля при производстве работ, так и дублирующего контроля («пересветить», то есть перепроверить сварку стыков подрядных организаций).

«Мы утверждаем состав бригады и комплектуем автомобиль специальным оборудованием: загружается комплект для визуального контроля, оборудование для ультразвукового и радиационного контроля, пульт дистанционного управления гамма-дефектоскопом и прочее, — рассказывает начальник Лаборатории качества сварных соединений Вячеслав Выдолоб. — Вся комплектация зависит от размера трубы и от толщины стенок контролируемых поверхностей. Соответственно, это может быть рентгеновский аппарат большой или малой мощности, либо радионуклидные источники».

Гамма-дефектоскоп лежит в колодце на глубине полтора метра и закрыт свинцовой крышкой для защиты от излучения. Радиация — вещь серьезная! Оборудование и личные вещи на время поездки загружают в специальный автомобиль — лабораторию дефектоскопии на базе автомобиля КАМАЗ. Это настоящий офис-дом на колесах, в котором есть технический и бытовой отсеки, фотокомната. Гамма-дефоктоскоп перевозится там в специальном защитном контейнере с запорными устройствами.

Высоко в горы

В этот раз едем на огневые работы по капремонту газопровода «Майкоп — Самурская — Сочи», что находится в горах над Сочи. В составе бригады —Юрий Дубовка, Виталий Горкин, а за рулем супермашины водитель Алексей Ищенко. Уже на месте руководитель группы показывает все особенности объекта, проводит инструктаж. Перед началом работ выставляют спецзнаки «Осторожно, радиация» и огораживает периметр желтой лентой. Путь закрыт!

Этот день выдался пасмурным. Но в перерывах между дождем можно было работать, главное чтобы не намокли электроинструмент и оборудование. Спускаемся в траншею, специалисты приступают к работе. На первом этапе проводится визуально-измерительный контроль, чтоб предварительно определить возможные грубые нарушения и дефекты сварки. Для этого используют Комплект визуально-измерительного контроля. Если бы наши специалисты нашли недопустимые дефекты, то сварное соединение отдали бы в ремонт, и разметили на стыке места для устранения дефектов. И тогда подрядчики тут же сами бы устранили проблему и снова отдали бы на контроль. Но визуальные дефекты не обнаружены, и тогда приступают ко второму этапу — неразрушающему контролю физическими методами.

Неразрушающий контроль — за этим словосочетанием стоит почти незаметная, но такая важная и ответственная работа особых специалистов ООО «Газпром трансгаз Краснодар»

Неразрушающий контроль — за этим словосочетанием стоит почти незаметная, но такая важная и ответственная работа особых специалистов ООО «Газпром трансгаз Краснодар»

В данном случае используют метод радиографии, работая с аппаратом «РИД Se4». Разворачивают дистанционный пульт управления для гамма-дефектоскопа. Виталий уносит его на безопасное расстояние. Для работы в траншее это примерно 20 м. «Наша труба диаметром 720 мм, соответственно мы разбили ее на 4 сектора и „просветим“ каждый из них по всему периметру шва, — поясняет свои действия Юрий, устанавливая аппарат на трубе». Поработав на нескольких стыках, временно сворачиваемся и прячемся от дождя. «Бывает непросто, — рассказывает Юрий Дубовка, сидя в теплом помещении автолаборатории. — В горах к некоторым участкам газопровода не доехать, поэтому оборудование приходиться нести на себе, а это 40–60 кг, на расстоянии метров по 300».

Пленку проявляют в фотокомнате партиями. Негативы сразу же смотрят на негатоскопе, где просматривают и выявляют допустимые и недопустимые дефекты. Юрий объясняет мне разницу, на негативах, где черными точками видны проблемные участки. Определяем координаты и размеры недопустимого дефекта. Составляется заключение, по которому будет отдано распоряжение незамедлительно приступить к ремонту и устранить недопустимый дефект непосредственно на месте. Дефектоскописты снова приступят к его повторному контролю.

Конечно же, мы задали вопрос о возможных последствиях контакта с гамма-излучением. Нам пояснили, что специалисты ежегодно проходят медосмотры по категории работ во вредных и опасных условиях труда. Для уменьшения влияния радиации они используют специальные технические пленки с усиливающими экранами, чтобы уменьшать время включения источника, уменьшая время экспозиции. А также защищают себя и коллег, уходя на безопасное расстояние от включенного источника. У каждого специалиста есть свой дозиметр и радиометр для контроля радиационной обстановки на объекте. То есть перед проведением контроля они заботятся не только о своей безопасной работе, но и об окружающем населении.

Осенью рано темнеет, вот и бригада уже закончила свою работу. Впереди долгий путь домой. Всего за один день сложно понять, насколько у дефектоскопистов тяжелый труд. Но глядя на спокойствие Сочи с вершины, где проходит газовая магистраль, точно знаешь, что стабильное газоснабжение Черноморского побережья и региона, в надежных руках наших специалистов.