— Денис Александрович, вам, как новому руководителю, многое видится по-новому. На ваш взгляд, что отличает компанию «Газпром трансгаз Краснодар»? В чем видите ее потенциал?
— Несомненно, нашу компанию выделяет более чем полувековая история и проекты, в которых она принимала участие и задействована сегодня. Так сложилось исторически и географически, что все это время предприятие было на первых рубежах, выступая пионером отрасли. На Кубани накапливался уникальный опыт, многое делалось впервые и вопреки всему. Достаточно вспомнить газопровод «Голубой поток», строительство и ввод которого в эксплуатацию часто сравнивают с запуском первого космического спутника. Он стал самым глубоководным газопроводом в мире, за 16 лет наша компания поставила по нему в Турцию свыше 170 млрд кубометров газа. По сути, на «Голубом потоке» специалисты отрасли учились строить морские газопроводы и доказали, что для «Газпрома» нет ничего невозможного. То же самое можно сказать о другом морском газопроводе «Джубга — Лазаревское — Сочи», построенном к зимним Играм — 2014. «Газпромом» была поставлена задача по энергообеспечению олимпийских объектов и активно развивающейся инфраструктуры районов Черноморского побережья, и она была успешно выполнена. Годовая производительность газопровода — около 3,8 млрд кубометров газа. Проложенный по дну Черного моря в самые сжатые сроки, он и сам установил много рекордов. Зимние Игры, вообще отдельная страница истории предприятия, яркая и интересная. Знаю, что наш коллектив внес свой вклад в их успешное проведение, обеспечив надежное газоснабжение олимпийского Сочи в дни соревнований. Еще одна важная особенность компании — экспортные поставки. На нас возложены серьезные обязательства по поставкам природного газа в Турцию. С запуском «Турецкого потока» эти объемы будут только увеличиваться. Убежден, что наш главный потенциал — это сотрудники компании, настоящая команда профессионалов, знающих и любящих свое дело. В нашем коллективе накоплен колоссальный опыт, есть желание развиваться и двигаться дальше, поэтому уверен, что для нас нет неосуществимых задач.
— Недавно состоялось годовое собрание акционеров ПАО «Газпром». С какими главными итогами подошло к этому событию наше предприятие?
— Итоги 2018-го и начало этого года говорят, что поводов для оптимизма у нас хватает. Мы работаем в трех регионах — Краснодарском крае, Ростовской области и Адыгее, где проживает более 10 миллионов человек. В эксплуатации Общества — около 9500 км магистральных газопроводов, 14 компрессорных станций. 354 газораспределительные станции. Это мощная разветвленная газотранспортная сеть, которая непрерывно распределяет газовые потоки по разным стратегическим направлениям. И, конечно, работа всего этого сложного производственного комплекса требует большой организации, мобилизации сил, внимания и непрерывного контроля. Считаю, что наш главный итог — безаварийная и надежная работа газотранспортной системы. В прошлом году Общество обеспечило потребителям транспортировку 45 миллиардов кубометров газа, что составляет 106 % к плану. Подводя итоги, можно отметить и масштабное строительство объектов во всех регионах присутствия, что позволило значительно усилить производственные мощности компании. В Ростовской области построены две высокотехнологичные газораспределительные станции «Шахты-2» и «Гуково» — инвестиционные объекты «Газпрома», необходимые для социально-экономического развития региона. От них зависят проекты в сельском хозяйстве, легкой промышленности и машиностроении, а это тысячи новых рабочих мест. В Адыгее была завершена реконструкция компрессорной станции «Майкопская». После 45 лет эксплуатации, станции потребовалось полное переустройство и перевооружение. При всех объемах работы приоритетной задачей для Общества было и остается обеспечение надежной и безаварийной работы ГТС. Мы произвели полный комплекс работ по диагностике объектов линейной части газопроводов, КС и ГРС. Было реализовано свыше 1200 мероприятий по созданию и обеспечению безопасных условий труда.
— Какие проекты являются ключевыми для ООО «Газпром трансгаз Краснодар»? В чем их особенность?
— Здесь, прежде всего, выделю стратегически важные, уже упомянутые, экспортные проекты — «Голубой поток» и «Турецкий поток». Это особая зона ответственности. Транспортировка газа для «Голубого потока» осуществляется через КС «Береговую», где работают наши специалисты. Станция во многом уникальна, здесь используются самые передовые технологии, высокая степень автоматизации производственных процессов. Следующая в цепочке станция находится на противоположном берегу Черного моря, в Турции — на расстоянии 650 км, что определяет особенные проектные и рабочие режимы работы «Береговой». Чтобы обеспечить транспортировку газа, приходится сжимать его до максимального рабочего давления 25 МПа. Уже совсем скоро произойдет знаковое событие, которого ждали на протяжении всех последних лет — ввод в эксплуатацию международного газопровода «Турецкий поток». Для нас — это сверхзадача, важнейшее направление, которое станет дополнительным импульсом для развития предприятия и увеличения объемов поставок газа на экспорт. Была проведена колоссальная работа — построен новый газотранспортный коридор, мощные компрессорные станции, автоматизированные и оснащенные самым совершенным оборудованием, скоро все это заработает на полную силу. Сегодня работы по подготовке к запуску газопровода выходят на финишную прямую. На нашем предприятии разработана Программа подготовки объектов Южно-Европейского газопровода к подаче газа в морской участок «Турецкого потока», которая включает в себя мероприятия по доведению параметров газа до экспортных значений. Также нами составлена и согласована подробная инструкция, как будет производиться заполнение морского газопровода. Определена технология, рассчитаны объёмы подачи газа по времени в зависимости от давления в заполняемом участке. Работа на двух нитках будет произведена последовательно. Особое внимание обращено и на другие стратегические проекты, которые находятся в юго-западных районах Краснодарского края, где традиционно ощущается дефицит природного газа. Это Анапа, Темрюк, Крымск, прилегающие к ним поселки. «Газпром» усиливает это направление, развивая газотранспортные мощности. За последние годы здесь построен новый газопровод «Анапа-Тамань», протяженностью 106 км. Второй этап проекта включает в себя реконструкцию трех ГРС и строительство газопроводов-отводов.
— Связаны ли с этими проектами планы на ближайшие пять лет?
— Безусловно. Обеспечение дополнительных поставок газа для юго-западных районов Краснодарского края для нас в числе приоритетных задач на ближайшие годы. Строительство ГРС «Верхнее Джемете» уже завершено, вскоре ее мощности заработают и мы обеспечим дополнительными объёмами газа население и предприятия Анапы. Еще две новые ГРС — «Тамань» и «Темрюк» возводят на Таманском полуострове, их планируют сдать до конца года. Мощность существующей ГРС «Тамань» 15 тысяч кубометров газа в час, а будет 130 тысяч. Строительство находится в зоне особого контроля «Газпрома» и руководства края. Новые мощности здесь нужны по ряду причин, и прежде всего для обеспечения работы морского порта, который находится в районе посёлка Волна. Узел предназначен в основном для транспортировки промышленных грузов, во-вторых для предприятий, которые строятся на полуострове. Площадка, также как и в «Верхнем Джемете» находится неподалёку от старой станции. Сейчас там установлено новое оборудование, идёт межблочная обвязка. Параллельно идут работы и на ГРС «Темрюк». Несмотря на то, что мощность, по сравнению с другими объектами здесь увеличится ненамного, с 10 до 40 тысяч кубометров газа в час, особенность представляет прокладка распределительных сетей. Их придётся переносить от существующей станции на 10 километров. Еще одно важное направление — участие в программе развития системы ПХГ, которая реализуется «Газпромом» в России. Для нашей компании составлен подробный перечень работ и мероприятий на ближайшие годы. В рамках этой программы предстоит провести крупную реконструкцию КС «Кущевская», которая должна завершится к 2024 году. Мы работаем над повышением надежности и увеличении производительности существующих ГРС. Многие наши станции устарели и нуждаются в техническом перевооружении. 44 процента ГРС имеют срок эксплуатации более 30 лет. В ближайшие годы предстоит провести реконструкцию на ГРС ст. Медведовская Краснодарского края, ГРС «Новошахтинск» и «Семикаракорск» в Ростовской области, на семи ГРС планируется техническое перевооружение. И, конечно, в центре внимания будут вопросы капитального ремонта основных фондов, диагностика, внедрение систем телемеханизации, защита газопроводов, от которых зависит надежная и безопасная транспортировка газа.
— Среди приоритетных задач вы выделили капитальный ремонт, реконструкцию действующих объектов. Какая их часть требует обновления и что для этого делается?
— Эта тема для нас связана с многими проблемами. Так сложилось, что газотранспортная система Общества — одна из старейших в газовой отрасли, большая часть основных фондов характеризуется значительным физическим износом. Что это значит? Газопроводы стареют, оборудование тоже… 71 процент наших трубопроводов старше 20 лет, практически половина находится в эксплуатации свыше 30 лет. 12 процентов газопроводов работают со сниженным давлением. И, конечно, для того, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии и обеспечивать надежную транспортировку газа, требуется все больше затрат и усилий. Мы работаем в рамках отведенных лимитов, но понимаем, что этих средств и возможностей нам недостаточно. Реконструкция, модернизация производства — процесс трудоёмкий, но единственно верный. В прошлом году у нас была завершена реконструкция КС «Майкопская». Станция расположена на пути четырех магистральных газопроводов, имеет особое значение для газоснабжения Кубани, Адыгеи, Ставрополья, и в первую очередь для закачки газа в Краснодарское ПХГ. Уникальную по многим причинам реконструкцию было решено проводить поэтапно, без остановки поставок газа потребителям. Сегодня, по сути — это новая компрессорная с новыми зданиями, оборудованием, современными производственными мощностями. Вместо 18 газомотокомрессоров здесь установили всего четыре газотурбинных перекачивающих агрегата. На этом направлении также продолжается капитальный ремонт одного из наших старейших магистральных газопроводов «Майкоп — Самурская — Сочи». В этом году будет отремонтирован его десятикилометровый участок. До недавнего времени газопровод был единственной артерией, по которой газ шел в Сочи и на Черноморское побережье. Газопроводу около 40 лет, он считается одним из самых высокогорных и сложных с точки зрения эксплуатации. За последние годы здесь была проведена его масштабная реконструкция на горных участках, трассу оснастили современными устройствами телемеханики и автоматизации, новыми средствами запорно-регулирующей арматуры, были проведены мероприятия по укреплению участков от оползней. Также среди серьезных задач я бы выделил реконструкцию КС «Егорлыкская» в Ростовской области, которую планируется завершить в 2021 году. Там предстоит большой объем работ с полной заменой всего оборудования. Суммарная мощность газоперекачивающих агрегатов составит 48 МВт.
— Какие новые технические решения и инновации внедряются в компании «Газпром трансгаз Краснодар»?
— Мы не стоим на месте, и активно используем все возможности для усовершенствования производственного процесса. В Обществе успешно ведется рационализаторская и изобретательская деятельность, причем у нас наблюдается хорошая динамика. К слову, только за прошлый год на предприятии было внедрено порядка 800 рацпредложений с эффектом около 59 миллионов рублей, что на 20 процентов выше показателей 2017 года. Активно внедряются в производство и используются наработки нашего Инженерно-технического центра. К примеру, хорошо зарекомендовали себя сейсмостойкие опоры для оползневых горных участков МГ «Майкоп — Самурская — Сочи». В эти дни как раз устанавливается одна из них. Также специалистами ИТЦ разработан опытный образец самоходного аппарата для внутритрубной диагностики трубопроводов и компрессорных станций, он неплохо зарекомендовал себя во время испытаний и мы планируем внедрять его в работу.
— Сейчас особенно актуальна тема взаимодействия с отечественными производителями. Участвует ли компания в программе импортозамещения?
— Да, конечно. Импортозамещение и все, что с ним связано — постоянная и планомерная работа, которая ведется на нескольких направлениях. Например, наши новые ГРС работают на оборудовании, произведенном в России. Мы перешли на закупку отечественного силикагеля для адсорберов, необходимых для очистки и осушки экспортного газа. В 2018 году Обществом было закуплено 240 тонн адсорбента «Салаватского катализаторного завода». Произведена закупка моторного масла «Лукойл» взамен масла Shell производства, необходимого для работы ДЭС на КС «Краснодарская», и этот список можно продолжать… — В чем Вы видите стратегию развития предприятия? На каких направлениях будет усилена и сконцентрирована работа?
— Наша основная цель — безаварийный транспорт газа потребителям. А под эту цель есть задачи — это поддержание основных фондов в работоспособном состоянии, увеличение объемов капитального ремонта, проработка возможностей реконструкции объектов. Это усовершенствование существующих бизнес-процессов. На нашем предприятии работает свыше семи тысяч человек, и я считаю, что управлять Обществом возможно только по отлаженным и понятным бизнес-процессам. Сегодня, например, мы подошли к финальной стадии формирования бизнес-процессов ведения договорной работы, разработали специальное положение и автоматизировали систему. Объемы договоров, которые заключает компания очень серьезные, процедура автоматизации поможет контролировать заключение, сопровождение, исполнение документов, что повысит качество работы. И, конечно, мы будем активно поддерживать обучение персонала и развивать потенциал сотрудников, ведь за успехами компании всегда стоит труд и знания конкретных людей.
Служба по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром трансгаз Краснодар» Контактный телефон: (+7 861) 213-15-66 E-mail: pr@tgk.gazprom.ru
Увеличенная фотография (JPG, 500 КБ)