Один день из жизни компрессорной станции «Шахтинская»
- Описание
- Фотоальбом
Фотографии:с подписямибез подписей
Компрессорная входит в состав объектов Ростовского ЛПУМГ, и поэтому мы двигаемся от Ростова-на-Дону на север в сторону Москвы. Но, как только сворачиваем с федеральной трассы к городу Шахты, дорогу заметает поземка. Светит солнце, но очень ветрено. С погодой не повезло, обычно здесь теплее, сегодня —15, но с ветерком ощущается как —20. Компрессорная расположена в самой настоящей донской степи, где летом на много километров простираются поля зерновых и ярко-желтого подсолнечника. А сейчас только заснеженный сухой ковыль в ериках, да местами камыш у болот. Радует только непривычный для юга многоснежный зимний пейзаж за окном автомобиля и сказочное кружево обледеневшей травы на снегу. Она искрится в лучах солнца и создает особое настроение. Перед нами открывается панорама компрессорной станции. На фото видны четыре из пяти установленных газоперекачивающих агрегатов. Производительность одного агрегата — 45,2 млн м³ в сутки. Номинальное давление на входе станции 6,6 мПа, на выходе — 9,8 мПа. Степень сжатия одного агрегата — 1,5. Общая мощность всей станции 125 МВт. На станции нас встречают начальник газокомпрессорной службы Ростовского ЛПУМГ Александр Байрак и начальник компрессорной станции Геннадий Силкин. Они проводят экскурсию, обсуждая рабочие вопросы. Совещание на ходу. Южные производственные объекты иногда зимой выглядят по-особенному. Некоторые покрываются ледяной бахромой и белым снежным покрывалом. Вчера здесь был сильный дождь, а потом резко ударил мороз. Все покрылось ледяным панцирем. А под утро выпало много снега и получилась зимняя сказка. Но… …на производственных объектах снег и лед мешают технологическому процессу и их необходимо убирать и чистить. Поэтому сегодня на КС не по-зимнему жарко. Рабочие заняты уборкой снега и льда. Сердце КС — мощные газоперекачивающие агрегаты (ГПА), через которые идут газовые потоки. Их на станции пять. Они предназначены для перекачки и транспортировки голубого топлива. Этот стройный ряд металлических труб — агрегат воздушного охлаждения (АВО) газа. А эта мощная труба — выходной газопровод газоперекачивающего агрегата. Она соединяет ГПА и АВО. Проще говоря, из компрессора газ с возросшей температурой и давлением по этой трубе попадает в специальный аппарат, где его необходимо охладить. За сутки эта труба через себя максимально пропускает 45,2 млн м³ газа. Мы заходим внутрь индивидуального укрытия ГПА № 3. Здесь относительно тепло, поддерживается постоянная температура. Редкая возможность увидеть изнутри сердце компрессорной станции — турбоблок. Газотурбинный двигатель, который приводит во вращение центробежный компрессор.
ГПА — это установка, включающая в себя газовый компрессор, газотурбинный привод и оборудование, необходимое для их функционирования. А вот и сам газотурбинный двигатель. Авиационные технологии на вооружении газовой промышленности. Именно эта установка позволяет приводить в движение ротор центробежного компрессора для обеспечения подачи газа в газопровод. Газотурбинный двигатель — это технически сложный механизм, многокомпонентный агрегат, состоящий из множества высокотехнологичных узлов. Сейчас его обслуживает эксплуатационный персонал, только на определенные регламентом работы приезжают специализированные организации по техническому обслуживанию таких двигателей. Эта мощная установка — центробежный компрессор, предназначенный для компримирования (сжатия) газа, что является основным процессом при транспортировке природного газа потребителям. Блок фильтров топливного газа предназначен для подготовки топливного газа до требуемых параметров перед подачей его в камеру сгорания газотурбинного двигателя. Панель управления СГУ предназначена для подготовки и подачи буферного газа на сухие газодинамические уплотнения центробежного компрессора. Зимой КС по-особенному выразительна. На фото трубопровод, соединяющий обвязку газоперекачивающего агрегата с нагнетательным коллектором компрессорной станции. Кабельная эстакада для прокладки силовых и управляющих кабелей к газоперекачивающим агрегатам. Аппарат воздушного охлаждения газа. Здание административно-бытового комплекса (АБК). Станция в полную силу заработает после начала поставок газа на экспорт. Сейчас КС стоит в резерве. На ней осуществляются плановые запуски согласно документации: холодные пуски (проверочный режим работоспособности газотурбинного двигателя) — 1 раз в 30 суток, и горячие пуски (пуск газоперекачивающего агрегата) — 1 раз в 90 суток. Но с началом поставок газа по «Турецкому потоку» все изменится. Мы зашли отогреться внутрь АБК. Начальник газокомпрессорной службы Александр Байрак и ведущий инженер по организации эксплуатации и ремонту Кирилл Смирнов обсуждают текущую обстановку на станции. Всегда есть срочные вопросы. Мозговой центр станции — диспетчерская. Отсюда осуществляется управление потоками газа. Сменный инженер Дмитрий Потапчук (на фото слева) за 12 часов смены обходит станцию шесть раз и по маршрутной карте делает осмотр технологического оборудования. В его подчинении находятся машинисты и электромонтеры, которые оперативно устраняют неполадки. Сейчас Дмитрий как раз вернулся с обхода станции и докладывает о состоянии оборудования инженеру по эксплуатации оборудования Андрею Фурсину. При выявлении каких-либо дефектов он делает запись об этом в специальном журнале. В диспетчерской мы застали и инженера по эксплуатации теплотехнического оборудования Максима Шевченко. Он проверяет работу оборудования автоматизированной системы управления электроснабжением (АСУЭ). Мониторы в диспетчерской. Сегодня управлять работой станции помогают автоматизированные системы и новейшие технологии видеонаблюдения. Газоперекачивающий агрегат ночью. Зимой рано темнеет. На станции зажглись фонари и она прибрела новый фантастический вид. Кабельная эстакада «окружает» каждый агрегат и подводит к нему электропитание, соединяет монитор оператора с основным и вспомогательным оборудованием компрессорной станции. После попадания на станцию газ очищается от примесей и попадает через эти входные трубопроводы в ГПА. Зимой второе сердце КС — котельная. На станции тепло. Из года в год на новых компрессорных котельные совершенствуются. Производственно-энергетический блок с резервным пультом управления. Он может быть задействован при нештатных ситуациях, которых, надеемся, здесь не будет. КС «Шахтинская» относится к числу самых современных и надежных объектов газотранспортной системы. Она полностью готова к работе и призвана укрепить энергетический потенциал региона.