Двухколесный эксклюзив от краснодарца Дмитрия Шабалина

Оператор ГРС компании «Газпром трансгаз Краснодар» Дмитрий Шабалин собрал мотоцикл, если точнее электробайк, используя подручные средства. Образец уже прошел испытания на дороге и показал результат, который удивил даже самого конструктора. Преобразование электрической энергии в кинетическую так увлекло газовика, что он почти отказался от личного авто. Теперь на работу Дмитрий добирается на своем уникальном изобретении.

Пробный образец
Дмитрий Шабалин оператор одной из самых крупных в крае ГРС №4 г. Краснодара. Станция обеспечивает газом потребителей города, ТЭЦ, газотурбинную установку. Работа ответственная, но для Дмитрия интересная и не сложная. Он с детства увлекался техникой, особенно той, в которой есть электромоторы. «Мне было интересно как работают электронные игрушки. Они часто ломались, а я их восстанавливал», — говорит наш коллега.

Полтора года назад Дмитрий приобрел сломанный гироскутер. Разобрал, посмотрел, почитал информацию в интернете и понял, что даст ему вторую жизнь уже в новом облике. В гараже нашелся старый велосипед «Кама», а дома — сломанный ноутбук. Из нерабочих элементов портативного компьютера установил на велосипед контроллер, собрал батарею. Когда образец был готов настало время испытаний. На первый пробный заезд позвал 13-летнего сына, самодельный образец произвел на подростка сильное впечатление.

«Сын был в восторге, я сам радовался как ребенок. Прокатился, не ожидал, что один мотор гироскутера может везти меня спокойно. Захотелось сделать более совершенный экземпляр», — вспоминает Дмитрий Шабалин.

Как признается наш герой, его увлекла сама идея экологичного вида транспорта. Ведь КПД у электромотора выше, чем у двигателя внутреннего сгорания, а вредных выбросов в атмосферу никаких.

Лучшее от «Харлея»
Следующий эксперимент был с мотором, купленным в интернет-магазине. Дмитрий поместил его в обод со спицами, сделал расчеты, все отбалансировал и снова прикрутил на велосипед. Удалось проехать на нем больше 70 километров. Вроде и пробег устроил и скорость, но внешний вид байка был далек от совершенства. Мастера не устраивала посадка и смещенный центр тяжести. А если уж и браться за новый облик, то и мощность можно было увеличить, решил автор.

Настало время создать что-то свое. Дмитрий Шабалин приобрел мотор уже в полтора киловатта, на листе бумаги сделал приблизительный чертеж, купил шестиметровую трубу. Уже дома, в гараже нарезал ее на куски, трубогибом загнул так, как представлял себе свое собственное творение. Изготовил раму, сиденье. В гараже нашлись амортизаторы, подошла пружина от автомобиля Mazda. А вот идею с передней подвеской позаимствовал у легендарной фирмы Harley-Davidson. Посмотрел чертежи, изучил их, повторил деталь почти один в один. Но главное, на нем можно было передвигаться далеко, быстро и безопасно.

«Мое изобретение вписывается в рамки законодательства. То есть у нас до 4 киловатт электротранспорт не надо регистрировать в органах учета. Если есть водительское удостоверение можно спокойно передвигаться по дорогам общего пользования», — говорит Дмитрий Шабалин.

Новый вело-мото-электротранспорт получился авторским, несмотря на детали от иномарки и колеса от советского мопеда. Форма была своя. Знание сварки и слесарного дела помогли Дмитрию создать конструкцию «железного коня» таким, каким он его представлял. А отточенные годами навыки аэрографии удачно завершили образ. Конструкция получилась надежная, констатирует автор, — в ней есть уверенный ход, хороший набор скорости.

Когда ездил в станицу, взял с собой зарядное устройство, на всякий случай можно зарядить аккумулятор и на заправке, через розетку 220 вольт. Стандартная поездка выходит от 5 до 10 рублей на 50 километров.

В своей стихии
Таланты оператора станции заметили и на работе. С основными служебными обязанностями его навыки обращения с током не пересекались, но пытливый ум все же проявил себя в рационализаторских идеях. Совсем недавно Дмитрий Шабалин изготовил на ГРС специальную платформу для прибора учета газа. Конструкция оказалась удобной и очень нужной. Будут и другие, в этом сомнений нет.

Газовик не перестает удивляться какими сложными процессами порой ему приходится управлять. И в гараже с электромоторами, и на станции, где необходимо следить за давлением газа, работой оборудования. Говорит, все это ему очень напоминает микросхему. Электричество невидимо так же, как и газ, но и там и там есть движение, подвластное человеку.