Фоторепортаж о ходе работ по дефектоскопии газопровода-перемычки КС «Кубанская» — КС «Кореновская»

Проведена масштабная внутритрубная диагностика (ВТД) газопровода-перемычки КС «Кубанская» — КС «Кореновская». Специалисты Краснодарского ЛПУМГ совместно с подрядной организацией проверили 56 км трубопровода.
Тщательную диагностику внутреннего состояния трубопровода на этом участке проводили впервые. По новому газопроводу будут идти поставки газа для «Турецкого потока», и перед началом эксплуатации специалисты должны окончательно убедиться в отсутствии внутренних дефектов трубы и в ее целостности. Внутритрубную диагностику планово проводят на всем протяжении газовой магистрали.

Теплое и солнечное утро. Мы приехали на запуск четвертого дефектоскопа продольного намагничивания. Работы на этом участке проходили в четыре этапа и для каждого использовался отдельный поршень со своими особенностями. В первый день был запущен скребок очистной, который проверяет газопровод на проходимость, во второй день — профилометр рычажный трубный, определяющий геометрию трубы и наличие внутри нее вмятин. Третий поршень — магнитно-очистной, предназначен для очистки трубы от мусора. И наконец, на четвертый день пришло время запускать самый главный дефектоскоп продольного намагничивания, который выявляет даже самые мельчайшие дефекты внутри газопровода.
На месте камеры приема вблизи КС «Кубанская» нас встречает один из самых опытных специалистов линейных служб, начальник Кореновской ЛЭС Краснодарского ЛПУМГ.

Он вместе с бригадой рабочих с раннего утра занят подготовкой к внутритрубной диагностике. «Работаем быстро, слаженно. Каждый знает свой участок работ и оперативно реагирует. В 6:30 мы начинаем работу, в 8:20 дефектоскоп уже в трубе», — говорит Анатолий Васьков.

Первым к работе приступает автокран, который должен перенести поршень в лоток для запасовки диагностических поршней. Запасовкой называют процесс установки дефектоскопа в камеру запуска.
Рабочие аккуратно «цепляют» снаряд, и начальник ЛЭС дает команду на подъем поршня.

Водитель автокрана поднимает поршень и осторожно опускает его для предварительного осмотра.

Перед запуском — обязательный осмотр и приборная диагностика поршня.

Специалист подрядной организации подключает ноутбук к диагностическому поршню, проверяет все датчики, чтобы они были исправны, и активизирует все системы аппарата к работе.

Наконец, после получения положительного результата проверки, начинаются работы по запасовке поршня в камеру запуска.

На фото рабочие помещают поршень в специальный лоток.

Далее начинают готовить к открытию камеру запуска.

Перед открытием камеры запуска начальник ЛЭС проверяет на манометре, что газа в трубе нет, после этого приоткрывают крышку камеры.

Специалист проверяет загазованность в камере приема специальным прибором.
И когда прибор показывает загазованность меньше 1% уже можно окончательно открыть камеру приема.

Расстояние, пройденное поршнем внутри трубы, будут измерять одометрические колеса, которые расположены в хвостовой части прибора.

Начинается запасовка диагностического поршня в камеру запуска. После того, как снаряд целиком окажется в трубе, крышку плотно закрывают, и камера постепенно заполняется газом.
Принцип работы поршня прост. При прохождении по трубе дефектоскоп продольного намагничивания образует кривые токи, и если в стенке имеется дефект, часть магнитного потока рассеивается на нем. Датчики на поверхности дефектоскопа измеряют величину выхода этих магнитных полей и записывают данные на карту памяти внутри снаряда.

Снаряд движется по трубе в потоке газа. Самая оптимальная скорость прохождения поршня — 8 км/час. За этим показателем внимательно следят специалисты Кореновской ЛЭС. «Диагностика — очень ответственный этап работ. Нам нужно сделать все необходимое, чтобы в итоге получить корректные данные. Например, если скорость будет выше допустимой, то при обнаружении дефектов сигнал будет поступать неправильно, и в конечном итоге данные получатся искаженные. В таком случае, при установлении дефектов нам будет трудно определить их точное местонахождение», — отмечает начальник Кореновской ЛЭС.
На четырех участках дежурят специалисты, которые определяют на слух движение поршня по газопроводу. Ответственный одного из постов ждет, когда поршень пройдет крановый узел. Как только этот момент наступит, он докладывает об этом диспетчеру. Диспетчерская служба на основании данных просчитывает точную скорость прохождения поршня по трубе. Далее диспетчер передает информацию ответственному руководителю работ и всем остальным постам, чтобы они тоже могли ориентироваться, когда поршень пройдет следующий крановый узел и в итоге придет на камеру приема.
Далее мы приезжаем на газоизмерительную станцию «Кореновская» (ГИС «Кореновская»), которая предназначена для учета расхода газа, определения его физико-химических свойств, сохранения этой информации и ее передачи на диспетчерский пункт Краснодарского ЛПУМГ.

Специалисты ГИС «Кореновская» определяют движение поршня по показаниям манометра и по звуку в трубе.

При подходе поршня за 15–20 минут ответственный станции ГИС «Кореновская» отключает газоизмерительную станцию для прохождения поршня и контролирует движение снаряда по вибрациям в трубе. Как только поршень пройдет пост, специалисты ГИС восстанавливают обычную схему работы, запуская узлы учета.

После объезда нескольких крановых узлов, мы приезжаем на участок камеры приема дефектоскопа. Здесь за каждым специалистом закреплен свой крановый узел. Все ждут момента, когда прибудет поршень.

При прохождении поршня по трубе каждый из работников Кореновской ЛЭС должен вовремя подать сигнал о перекрытии крана и снижении давления в трубе для остановки движения поршня и прибытия снаряда в камеру приема.

Самый «эффектный» момент — понижение давления в трубе путем выпуска природного газа через свечной кран.
Специалисты ЛЭС открывают камеру приема, чтобы достать оттуда поршень.
Один из работников надевает специальную защитную одежду и маску, чтобы пристегнуть поршень к троссу.

Поршень прикреплен. Далее начинается тяжелая физическая работа.

Рабочий вытягивает поршень.

Поршень достают из трубы и помещают его на приемный лоток. На трубе под камерой приема и на металлических деталях дефектоскопа виден иней, который образовался из-за перепада давления при стравливании газа.
Активная фаза работ по внутритрубной диагностике закончена. Далее снаряд отдают специалистам подрядной организации, которые снимут информацию с прибора и в течение 4–5 часов выдадут предварительную информацию о состоянии трубы. Через 15 дней будет готов экспресс-анализ, а подробный отчет, из которого с точностью до миллиметра будет известно, где и какой дефект находится в газопроводе, будет готов через 45 дней.

Служба по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром трансгаз Краснодар»
Контактный телефон: (+7 861) 213-15-66
E-mail: pr@tgk.gazprom.ru