Опыт Ближнего Востока

Продолжаем рассказывать о наших коллегах, работавших в разные годы на крупнейших отраслевых объектах за пределами страны. В самых разных регионах газовики запускали месторождения, строили новые объекты, вводили в работу газотранспортную систему. Сегодня наш герой — Дмитрий Теперев из Ростовского ЛПУМГ. Много лет он трудился в нашей компании бульдозеристом, машинистом трубоукладчика, строил газопроводы, а сегодня находится на заслуженном отдыхе. Одним из ярких событий, оставшихся в его памяти, стала командировка в Ирак в конце 80-х годов.
Ирак. 1988 г. На трассе строящегося газопровода. Д.Теперев (первый справа)

Ирак. 1988 г. На трассе строящегося газопровода. Д.Теперев (первый справа)


— Дмитрий Петрович, вы много лет трудились в газовой отрасли. На каких производственных участках работали до поездки в Ирак?
— Годы работы запомнились активным и серьезным строительством. В то время вводилось в строй очень много производственных объектов, особенно у нас на юге. После школы я поступил учиться в ГПТУ г. Аксая, в училище «Нефтегазстроя», на бульдозериста. В 1978 году уже участвовал в строительстве экспортного магистрального газопровода «Союз», КС «Сохрановка». Затем окончил в Тихорецке СУ-13. После армии, в 1980 году, начал работать в строительном управлении «Южгазпромстрой» в Ростове-на-Дону. Участвовал в строительстве магистрального газопровода «Пунга — Ухта — Грязовец», оттуда попал на трубу 1400 мм — строили газопровод «Новопсков — Аксай — Моздок», от Кантимировки до Новопскова. После этого меня с бригадой перевели на строительство нефтепровода «Грозный — Баку» от границы Дагестана.
Объектов было очень много. Работал на Украине, когда переводили Светлодарскую ГРЭС с угля на газ. Строили продуктопровод «Саратов — Кузьмичи», где я был бригадиром. Экспортный газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород», магистральный нефтепровод «Тихорецк — Лисичанск»… Я был машинистом бульдозера в Азербайджане, потом отправился в Астрахань на укладку труб по пойменной части Волги, где работал машинистом трубоукладчика.

— А после этого вы поехали в Ирак?
— Да, в 1987 году мне предложили выбрать из загранкомандировок Алжир, Кубу или Ирак. Я назвал Ирак. В общей сложности я провел тогда за границей почти три года, дважды был в отпуске. Участвовал в крупном строительстве газопровода от Кувейта, от Персидского залива до Багдада. Строили год, затем началась ирано-иракская война. В 1988 году за успешную работу мне предложили еще один контракт — работу на строительстве газопровода от Багдада на Самарры.
На строительстве газопровода до Багдада

На строительстве газопровода до Багдада

— В каких условиях приходилось работать, чем был полезен этот опыт?
— Мы работали в пустыне, было жарко, +55 градусов! Нас охраняли военные. Вся жизнь людей там была сосредоточена вдоль реки. В работе запомнились очень высокие требования при строительстве, импортная техника. Во всем был тройной жесткий контроль, который осуществляли арабы, англичане и чехи. За 2,5 года я даже научился общаться на арабском. Требования к газопроводам были такими высокими, что, я думаю, они будут лежать столетиями.
Советские строители нефтегазпроводов в Ираке. 1988 г.

Советские строители нефтегазпроводов в Ираке. 1988 г.

— Где вы жили? Что больше всего запомнилось?
— Мы жили в вагончиках на двоих. Кондиционеры были, но и они от жары не спасали. Там трудилась примерно тысяча человек из самых разных городов из Средней Азии, Москвы, Ленинграда, Прибалтики. Было интересно. Очень запомнилась экскурсия в Вавилон. Поражали контрасты: пустыня, стоит шатер или глинобитная хата без электричества и рядом «мерседес» последней модели. Бедуины с караванами по пять тысяч верблюдов. А около границы Кувейта с Ираном — нефть на глубине одного метра! Поразительный факт.

— Сложно было переносить разлуку с семьей? Что вас поддерживало?
— Когда я уехал, мне было 27 лет, на контракте приходилось очень много работать. В разлуке с семьей помогала мысль о встрече и о том, что смогу обеспечить свою семью и детей. В 30 лет я уже имел квартиру и машину — это все очень трудно досталось, но было интересно.

— Как сложилась ваша дальнейшая профессиональная деятельность? Помог ли опыт работы за границей?
— Да, безусловно, помог. Это была хорошая школа и очень полезный опыт. Я вернулся и стал работать на базе аварийно-восстановительного поезда (АВП) Ростовского ЛПУМГ. Начинал с бульдозериста. Затем окончил Волгоградский техникум, получил квалификацию техника-механика. Работал бульдозеристом, затем механиком АВП, с 1994 по 2021 год — старшим мастером. Вместе с коллегами участвовал в ликвидации аварийных ситуаций и плановых огневых работах на магистральных газопроводах, компрессорных и газораспределительных станциях. Диаметры труб от 57 мм до 1400 мм. Сколько было этих работ — уже и не перечислить, и каждая была непростой для меня и коллег.
Всю свою жизнь я посвятил работе в газовой отрасли. Много ездил, многое повидал. Было сложно, но мы никогда не жаловались, понимали, что делаем нужное и важное дело.