КС «Казачья»: один день из жизни компрессорной станции (фоторепортаж)

27 июля 2018, 11:01
Строительство компрессорной станции «Казачья», которую эксплуатирует ООО «Газпром трансгаз Краснодар», завершилось почти три года назад. Это внушительный производственный комплекс, один из ключевых объектов системы газопроводов для обеспечения поставок газа для «Турецкого потока».
Ее основная задача — подготовка и компримирование (сжатие) газа для транспортировки к КС «Русская». В этот раз мы отправились на «Казачью», чтобы провести там один день и подробнее рассказать о работе этой уникальной станции.

Теплое июльское утро… Мы приехали на компрессорную станцию «Казачья» в Крымский район. Дорога из Краснодара заняла около двух часов. Выйдя из машины, достаем оборудование и оцениваем масштабы станции.
«Казачья» — это огромная территория с основными производственными объектами, каждый из них имеет особое значение и свои характеристики. Первое здание на нашем маршруте — административно-бытовой корпус. Здесь располагается инженерно-технический состав станции: специалисты газокомпрессорной службы, цеха подготовки газа к транспорту, участков ЭВС (служба энерговодоснабжения) и служба АиМО (автоматизации и метрологического обеспечения), операторная компрессорной станции и резервный диспетчерский пункт. Получаем в административно-бытовом корпусе защитные головные уборы и продолжаем путь по компрессорной.
Ремонтно-механическая мастерская. В ней расположены слесарные мастерские, склады для хранения инструментов, запасных частей и приспособлений, и даже резервного двигателя. На втором и третьем этажах — помещения лабораторий. Одна из них производственно-экологического мониторинга, а вторая — по определению физико-химических свойств силикагеля.
Утро на компрессорной станции медленно начинает перетекать в полдень. Солнце поднимается все выше, становится жарко. Солнечные блики отражаются от поверхности труб газоперекачивающих агрегатов (ГПА), делая их особенно выразительными.
ГПА предназначен для компримирования природного газа, поступающего на компрессорную станцию по магистральному газопроводу. Его основная задача — повышение давления голубого топлива до нужной величины, не случайно эти агрегаты часто называют сердцем компрессорной.

Четыре газоперекачивающих агрегата «Казачьей» предназначены для подачи газа на КС «Русская», расположенную под Анапой. Мощность каждого агрегата — 25 МВт. Входное давление — 9,8 МПа. На компрессорной станции давление повышается до 11,8 МПа и с такими показателями газ поступает на КС «Русскую», откуда уже в скором времени он будет транспортироваться в Турцию и Европу через Черное море.

Общая мощность КС «Казачья» составляет 100 МВт. Ежегодная производительность станции — 31,5 млрд куб. м газа.

Заходим внутрь газоперекачивающего агрегата. Турбоблок — составная часть ГПА, в котором установлена газотурбинная установка.

Газотурбинная установка — основа газоперекачивающего агрегата. Внешне она похожа на космический аппарат и это недалеко от истины, при ее создании использованы самые передовые технологии. Установка предназначена для привода центробежного нагнетателя в составе ГПА. Ее мощность — 25 МВт. Похожие двигатели устанавливают на военно-транспортных самолётах.

Центробежный нагнетатель, предназначенный для компримирования (сжатия) газа, для дальнейшей его транспортировки по газопроводу.

Рядом расположена стойка управления газодинамическими уплотнениями центробежного нагнетателя (ЦБН). Она отвечает за подготовку и подачу буферного газа и барьерного (разделительного) воздуха на сухие газодинамические уплотнения центробежного нагнетателя. Это необходимо для правильной работы агрегата.

Вновь выходим «греться» на солнце. Теплый степной воздух обдувает нас со всех сторон. Перед нами — аппараты воздушного охлаждения газа (АВО), без которых невозможна транспортировка газа.

По нормам, температура газа в магистральных газопроводах не должна быть выше 40 градусов. Для этого и нужны системы охлаждения, которые понижают температуру газа после компримирования.

Помимо транспорта газа, «Казачья» выполняет еще одну важнейшую задачу — обеспечивает очистку голубого топлива от влаги и примесей. Поэтому продолжаем нашу экскурсию уже на территории установки подготовки газа к транспорту (УПГТ).

УПГТ — уникальный по своим задачам и характеристикам объект. Он предназначен для очистки и осушки газа перед подачей в морскую часть «Турецкого потока».

На входе установки стоят пробкоуловители и фильтры сырого газа. Здесь газ предварительно очищается от механических примесей и влаги.

Стройный ряд масивных технологических установок. Это выходные фильтры сухого газа УПГТ. На заднем плане — входные фильтры сырого газа.
Позади нас остались трубопроводы между УПГТ и компрессорным цехом. На фоне голубого неба и проплывающих облаков они выглядят фантастически.
Приближаемся к линиям адсорбции УПГТ. В два ряда стоят мощные белые колонны, наполненные специальным твердым веществом силикагелем. Его используют при адсорбции — осушке газа перед транспортировкой.
Поднимаемся на одну из линий адсорберов. В этих колоннах происходит удаление тяжелых углеводородов и воды из технологического газа. Они поглощаются в слое силикагеля до требуемых значений температуры точки росы.
Многотонные адсорберы, каждый из которых весит 230 тонн, как могучие исполины возвышаются над нашими головами.
Их еще можно сравнить с 5-этажным жилым домом, это около 19 метров в высоту. Их доставка и установка потребовала огромных усилий и привлечения самой мощной техники.
Далее на нашем пути резервуарный парк склада стабильного конденсата. В процессе подготовки технологического газа на УПГТ образуется газовый конденсат, который направляется для хранения на склад стабильного конденсата (ССК).
Температура на улице приближается к 33 градусам в тени, поэтому снова прячемся от кубанской жары в операторной цеха подготовки газа к транспорту. Нас встречает сменный инженер-технолог Игорь Сесицкий, который внимательно следит за технологическим процессом на станции и соблюдением режима по подготовке газа, записывает изменения в работе в оперативные журналы. В его обязанности также входят обходы территории и визуальный контроль оборудования УПГТ.
Через некоторое время выходим на улицу, продолжаем экскурсию по территории станции. Перед нами — аппараты воздушного охлаждения газа регенерации. Установка предназначена для охлаждения газа после цикла регенерации силикагеля.
Очистка и осушка голубого топлива происходит на комплексе в несколько этапов. Здесь происходит окончательная очистка сухого газа после адсорберов.
Начальник станции Александр Щербаков и ведущий инженер-технолог Алексей Царан совершают обход территории компрессорной станции и площадки УПГТ минимум один раз в день. Во время обхода — обязательный осмотр технического состояния оборудования.
В конце нашей экскурсии заходим в операторную КС в здании административно-бытового корпуса, где сегодня работает сменный инженер Дмитрий Басок. Он контролирует показатели давления на всех установках, следит за работой служб на станции, а также проводит обходы территории и осмотр оборудования.
На выходе из АБК выделяется здание пожарного поста. На случай возможных возгораний на компрессорной задействована добровольная пожарная дружина из шести человек.
Выходим через КПП и поднимаемся на холм за территорией КС «Казачья», чтобы увидеть и оценить поразительную панораму всего производственного комплекса.
В общей сложности на КС «Казачья» работает 83 человека, 65% из которых — рабочие (машинисты технологических компрессоров, операторы технологических установок, электромеханики КИПиА, слесари и др.). Каждый специалист знает свой круг обязанностей, и выполняет задачи четко и слаженно. Благодаря им станция работает как часы.
Покидаем территорию станции. Скоро зайдет солнце, погрузившись в темную бархатную ночь, которая бывает только на Кубани. «Казачья», продолжая работать, в освещении ярких прожекторов будет выглядеть еще внушительнее и мощнее…
Служба по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром трансгаз Краснодар»
Контактный телефон: (+7 861) 213-15-66
E-mail: pr@tgk.gazprom.ru